Наркомания среди подростков. Исламова А.А

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие наркомании, виды наркотических веществ. Социальные и культурные факторы возникновения наркомании у молодежи. Медико-психические особенности алкоголизма, механизмы развития зависимости. Характерологические черты больных ранним алкоголизмом.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Классификация наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека. Качества зависимой личности, способствующие наркотизации. Особенности подростковой наркомании, причины и тенденции. Система профилактической работы в общеобразовательном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2011

    Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Феноменология суицидального поведения, его специфика в подростковой среде. Подходы к организации диагностики, требования к данному процессу и анализ полученных результатов. Диагностика суицидального поведения подростков в условиях современной школы.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Понятие наркомании, первые реакции организма подростка на одурманивающие средства. Краткий анализ употребления наркотиков в Украине. Симптомы и изменения в поведении подростков, характерны при употреблении наркотиков. Роль родителей в воспитании ребенка.

    доклад , добавлен 01.06.2010

    Проблемы наркомании среди молодёжи. Профилактика химической зависимости. Наркотики и закон. Легализация наркотиков. Доводы (за и против). Обучающие программы ППХЗ (первичная профилактика химической зависимости) среди подростков и молодёжи.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2006

    Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

Подростковая наркомания впервые начала зарождаться в США и других западных странах в конце 50-х – начале 60-х годов, а в СССР подростковая наркомания стала зарождаться в конце 60-х годов.

Ученые, изучая наркоманию среди подростков , отметили следующие возрастные особенности:

  • Периодическое злоупотребление без зависимости от наркотиков преобладает над сформировавшейся наркоманией.
  • Подростковая наркомания постоянно омолаживается, возраст подростков уменьшился с 17 лет до 12 лет.
  • «Мода» на наркотики не постоянна, используемые наркотические вещества весьма разнообразны.
  • Широкое распространение получила так называемая «аптечная наркомания», подростки научились синтезировать из аптечных препаратов наркотики, которые отличаются высокой токсичностью и смертностью.
  • Подростки склонны к экспериментам, они попеременно пробуют различные наркотики.
  • Подростковая наркомания развивается из-за воздействия на подростка социально-психологических факторов, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (алкоголизм или наркомания у родителей, неустойчивый характер и т.п.).

В СССР подростковая наркомания носила региональный характер, т.е. были регионы, где подростки употребляли только коноплю (Средняя Азия, Казахстан, Кавказ), ингалянты употребляли на севере и средней полосе, на Крайнем Севере подростки баловались транквилизаторами. Региональный характер объяснялся тем, что взрослые (чаще иностранные туристы) навязывали «моду» на наркотические вещества, эти регионы раньше других выпали из-под наблюдения государства и именно сюда стали проникать отрицательные поведенческие модели западного образа жизни. Подростки, которые так хотели походить на «крутых» взрослых иностранных дяденек с быстротой впитывали модели поведения и прочие атрибуты красивой беззаботной жизни. В 80-х годах потребление наркотических веществ распространилось по всей стране. Возрастные особенности подростковой наркомании сводились к тому, что токсикоманить предпочитали подростки 12-15 лет, а внутривенные наркотики предпочитали более взрослые подростки (16-18 лет). Те подростки, которые токсикоманили переходили либо на тяжелые наркотики, либо на алкоголь. Алкоголизм у таких подростков развивался злокачественный, причиной служили тяжелые психические расстройства, возникающие из-за вдыхания токсических веществ.
Наркомания среди подростков тяжело лечилась , это связано с тем, что подростки редко давали добровольное согласие на принудительное лечение от наркомании, а если и давали, то только для того, чтобы избежать других неприятностей. Подростки рассматривали лечение от наркомании, как форму наказания , поэтому большинство из них снова начинали принимать наркотики в течение первого года. Лечение наркомании среди подростков оказалось недостаточно эффективным, а специальных средств подавляющих влечение к наркотикам не существует и в наше время. Наиболее эффективным методом лечения подростковой наркомании является психотерапия, да и то только в том случае, если подросток добровольно изъявил желание вылечиться от наркомании. Психотерапия при подростковых наркоманиях ставит цель, побудить желание излечится от наркомании. Большинство подростков наркоманов не считают что они наркоманы или считают, что они всегда могут бросить эту «вредную привычку». Поэтому психотерапия должна убедить подростка наркомана в том, что он действительно болен, и настроить подростка на лечение от наркомании. Индивидуальная психотерапия не так эффективна, как групповая, но групповая психотерапия чревата осложнениями, поэтому должна выполняться опытными специалистами. Иначе психотерапевтическая группа, созданная из подростков наркоманов способна быстро превратиться в типичную группу наркоманов. Лечение необходимо начинать, когда у подростка нет еще сформировавшейся зависимости от наркотиков. Для подростков характерен так называемый «поисковый» полинаркотизм, это когда подросток пробует на себе многие наркотические вещества (обычно идет по возрастающей). Внутривенные наркотики поначалу настораживают подростков, но постепенно они добираются и до них, поэтому важно как можно раньше начинать лечить подростка от наркомании. На раннем этапе употребления наркотиков подростком даже не требуется использования лекарственных препаратов, за исключением случаев интоксикации.

Профилактика подростковой наркомании

Должна начинаться с санитарного просвещения, однако не в том виде, в котором санитарное просвещение используют сейчас. Профилактика подростковой наркомании ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики. Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие с своему здоровью. Профилактика подростковой наркомании проводится не достаточно действенными способами, например, проводимые лекции и беседы непривлекательны для подростка, а иногда способны вызвать реакцию протеста. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы показываемы по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.

В чем заключаются основные причины роста наркомании среди подростков и детей? В нашей стране сейчас тенденция злоупотребления наркотиками среди подростков приобрела угрожающие размеры. Еще несколько лет назад наркомана 16-летнего возраста можно было редко встретить. Но сегодня 30% наркозависимых лиц, обращающихся за медпомощью, составляют подростки и дети.

Особенности подростковой наркомании

Постепенно, прием наркотиков в подростковых компаниях у современной молодежи вошел в обыденность и, даже, в традицию. Нормальные дети воспринимаются такими компаниями как «белые» вороны. Подростковая наркомания приобрела масштаб эпидемии в России. По данным МВД России – молодежь и подростки составляют 70% из всех употребляющих наркотики. Мальчики употребляют наркотические вещества в 2 – 2,5 раза чаще, чем девочки.

Современная молодежная субкультура наркотическое опьянение начало рассматривать как разумеющийся атрибут времяпрепровождения. Некоторые подростки и юноши читают научные труды и художественные книги, в которых описывается опыт переживаний под влиянием дурманящих и психоактивных веществ. В этом уязвимом подростковом возрасте, любая информация о мистических духовных переживаниях и опытах с помощью ЛСД, пейота, псилобицина, мескалина старшеклассниками и подростками воспринимается как прямое руководство к действию. Но прием наркотических средств, ни в каких формах, не оправдан. Наркомании подвержены и старшекурсники из ВУЗов, несмотря на свою полную осведомленность о вреде наркотиков и опасности проведения наркотических опытов.

Статистикой наркомании среди подростков выделяется первая вспышка в мире проблемы наркотизации в 20-х годах XX века. В России тогда массово потреблялся кокаин беспризорниками. В конце XX века в наркотизацию вовлекались дети и из благополучных семей. А сегодня наркотические вещества очень доступны, распространяются даже и через интернет. В последнее время, хорошо, что нельзя стало в аптеках без рецепта купить сильнодействующие медицинские препараты.

Причины наркомании у подростков

Наркомания среди подростков распространена, потому что сам подросток еще не является сформированной личностью, эмоционально неустойчив, очень любопытен. Любому подростку хочется взрослости, самостоятельности, авторитета в глазах ровесников. И это создает уязвимость в подрастающем человеке.

Начало приема наркотиков у подростков, как правило, происходит в компании друзей, в клубе, на дискотеке. Любопытство и нежелание отставать от группы толкает ребенка на роковой шаг. Систематичность наркотического отравления переводит глупое любопытство и равнение на заядлых наркоманов в бездну наркотической зависимости и, как следствие – оступившийся подросток знакомится с явлением наркотической ломки, хрупкая эйфория и примитивный «кайф» проходит и происходит столкновение с суровой реальностью лоб в лоб.

В большинстве эпизодов наркомания в подростковом возрасте берет корни из личных проблем подростка, отсутствия стоящих жизненных целей и удовлетворения жизнью. Так происходит подмена стремления к наслаждению жизнью естественным путем на искусственное вызывание приятных переживаний, которые сменяются шквальными проявлениями побочных вредных эффектов.

Причина наркомании у подростков и у детей кроется в искусственном получении удовольствия. Испытав «кайф», подросток стремится к повторению приятных впечатлений. Не успев оглянуться, ребенок получает зависимость от наркотиков. И теперь уже прием наркотиков осуществляется не только для получения удовольствия, но и во избежание и подавления ломоты в суставах, мышцах – симптомов ломки. Дружба с имеющими наркотический опыт дает доступность наркотических веществ, заменяет друзей детства, семью, школу.

Причиной подростковой наркомании часто является попытка самоутверждения подростка среди нормальной компании сверстников. Стремление быть ее лидером или хотя бы признанным авторитетным лицом диктует подростку демонстрировать свои вредные привычки – курение, пьянство, прием наркотиков как символ взрослости.

Признаки наркомании у подростков

Предпосылки назревающей проблемы наркомании среди подростков кроются в раннем употреблении табака – даже с шестилетнего возраста. Если факт потребления никотина есть, значит, следует быть начеку, взрослея ребенка, будет неизбежно тянуть на прием более сильнодействующих средств.

Некоторые виды наркотиков вызывают наркотическую зависимость после однократного приема. Это на табак! Первые признаки употребления наркотических веществ у подростка появляются через неделю от начала их приема. Успеваемость в школе сразу сходит на нет, прогуливаются уроки, пропадают деньги и прочие ценные вещи. Подростка основное время нет дома, новые знакомые его совсем не внушают доверия ни родителям, ни соседям. Поведения юного наркомана изменяется: настроение крайне неустойчиво, вспышки раздражения сменяются веселостью, нарушается режим сна и бодрствования. Он уединяется. Из привычек питания – когда совсем не есть, а когда набрасывается на еду.

Физические признаки наркотического пристрастия у подростка:

  1. Узкие или широкие зрачки, вне зависимости от освещения.
  2. Речь медленная, невнятная.
  3. Расстройство координации движений.
  4. Выраженная бледность кожи.
  5. Подавленное настроение и сниженная память.

Эти изменения в поведении и состоянии у подростка настораживают! Остерегайтесь последствий подростковой наркомании!

Если что-то вы заметили у подростка, не спешите, не истерите, хорошо все продумайте и поговорите с ним серьезно. Серьезно поговорить – это не значит грубо и унижая ребенка. Серьезный разговор – это строго по теме, без увиливаний и отклонений. Узнайте, пробовал ли ребенок наркотики, какие, почему. Чего он хотел этим добиться? Расскажите о последствиях и вреде употребления наркотических веществ. Обратитесь к наркологу за советом и рекомендациями. Есть хорошие врачи, клиники, реабилитационные центры.

Профилактика наркомании среди подростков

Наркомания, алкоголизм и курение табака сегодня распространилось на более молодые возраста независимо от пола. Девушки и девочки стремятся также к самоутверждению и взрослости фальшивыми и вредными способами. Дети из благополучных семей также имеют риск к наркотизации.

Нужна целостная стратегия для того, чтобы подросток не подменял реальность искусственным наркотическим восприятием. Профилактика не только вредных, но и опасных привычек – наркомании у подростков начинается с личного родительского примера. Нежелательная модель поведения у ребенка формируется, когда родители пьют, курят. Он ее вольно или невольно будет копировать.

Большинством людей алкоголь и наркотики воспринимаются, как способ отключиться от внешних и внутренних стрессовых агентов. Но нужно заложить в восприятие подростка полезные методы расслабления и восстановления психических ресурсов и организма. Нужно доказать, что жизнь полна здорового энтузиазма, интереса, увлечений и жизненных перспектив. Наркотики – это опаснейшая иллюзия, способная бесследно проглотить миллионы человеческих жизней.

Огромную роль в профилактике подростковой наркомании играет влияние учителей, педагогов, СМИ. Обыкновенные лекции, конечно, не могут достаточно впечатлить современную молодежь. Но более эффективным воздействием обладает просмотр документального фильма, где наглядно представлены все ужасы из жизни наркоманов. Молодые люди должны прийти к пониманию того, что наркомания среди подростков – болезнь, несостоятельность, вымирание всего человечества. Наркоманию не допустить значительно легче, нежели от нее избавиться.

Уберечь ребенка от наркотиков возможно на отношениях, выстроенных на обоюдном доверии, открытости и совершенной искренности. Покажите ему перспективность жизни, в которой нет места наркотикам.

Большинство наркотических веществ вызывают стойкую зависимость, победить которую самостоятельно не может и взрослый человек, а уж тем более подросток. При этом сильнодействующие наркотики способны вызвать зависимость буквально с одной-трех доз. Как ни странно, но часто родители даже в благополучных семьях пропускают момент, когда их сын или дочь начинают употреблять наркотики, а ведь эффективной лечения от наркотической зависимости напрямую зависит от оперативности его начала.

– это огромная сложность, с которой необходимо бороться на всех уровнях, начиная от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и заканчивая профилактической работой в школах и семьях. Но, к сожалению, на практике профилактика и борьба с наркоторговцами малоэффективна и многие ребята попадают под смертельную зависимость. Рассмотрим в статье моменты, связанные с мотивацией к употреблению наркотиков, с последствиями и методиками профилактики и лечения этой страшной проблемы.

Проблема подростковой наркомании – что мотивирует употреблять наркотики

Термины и общие моменты проблем подростковой наркомании

Для начала стоит сказать, что под термином «наркотик» часто подразумевают широкий спектр запрещенных психотропных и наркотических веществ, которые воздействуют на психику человека и искусственно вызывают временное чувство эйфории. Часто можно встретить термины «тяжелый» и «легкий» наркотик, последние считаются менее вредными и не вызывающими сильной зависимости, например, марихуана, которая даже разрешена в некоторых странах. Однако, большинство специалистов склоняются к мнению, что подобные вольности недопустимы, особенно с учетом недостаточного анализа негативных долговременных последствий приема легких наркотиков.

В медицине наркотические вещества применяются по своему прямому назначению, то есть для устранения болевого синдрома у тяжелобольных людей (обычно онкобольных), ведь наркотик, прежде всего, является прекрасным обезболивающим средством. Также наркотические вещества возможно применять для лечения некоторых заболеваний, но на сегодняшний момент их применение стремятся ограничить, вследствие побочных эффектов, привыкания и незаконного применения. За медицинскими наркотиками установлен строгий государственный контроль. Стоит заметить, что они прекрасно очищены и потому наркоманы еще советского периода, употреблявшие медицинские наркотики (обычно морфин) жили относительно долго, в отличие от современных наркоманов, принимающих «гремучие» наркотические смеси.

Проблема детской наркомании – мотивация подростков

К факторам, которые способствуют началу пагубного пристрастия к наркотикам, относят:

  • Коллективный фактор. Многие подростки становятся наркоманами «за компанию». Попадая в группу трудных подростков, они начинают принимать наркотики, чтобы не выделяться и якобы не показаться трусами и слабаками.
  • Преднамеренное приобщение в наркотикам. Этим способом часто пользуются наркоторговцы, тем самым обеспечивая себе рынок сбыта, обычно первые несколько доз дают попробовать бесплатно, при этом подзадоривая подростков вечным «тебе что слабо?».
  • Попытки самоутвердиться, стать «крутым», очень часто сопровождается подражанием какому-то кумиру, например, рок певцу, который употребляет наркотики.
  • Попытки уйти от невыносимой реальности, непонимание со стороны родителей, учителей и ровесников могут толкнуть ребенка к уходу в «мир грез».
  • Или, наоборот, навязчивый поиск «радостей жизни», который проявляется у некоторых подростков не желающих утруждать себя размышлениями о завтрашнем дне, а стремящихся получить удовольствие сегодня и любой ценой.

К подобным факторам обычно приводят серьезные пробелы в воспитании, сложные семьи, где родители сами наркоманы или алкоголики, а также разного рода психологические предрасположенности.

К профилактике детской наркомании стоит относиться серьезно и родителям и учителям. Следует максимально обеспечивать здоровое времяпровождение детей (разного рода секции и увлечения), ограждать их от плохих компаний и мотивировать достигать успехов в учебе и спорте. При этом необходимо обращать внимание на то, что подростки с одной стороны часто подвержены протестным настроениям и делают запрещенные вещи из желания показать свою зрелость (иногда просто вместе с друзьями), а с другой стороны они часто подражают своим кумирам. Следовательно, необходимо максимально продвигать идеи здорового образа жизни и приводить в качестве примеров людей, которых ваш сын или дочь уважают и любят. Возможно, это какой-то спортсмен, певец, киноактер или просто успешный родственник с активной жизненной позицией.

Проблема подростковой наркомании – как определить и что потом делать

Симптомы подростковой наркомании

Часто родители просто не хотят замечать изменения в поведении своего ребенка, списывая это на «трудный возраст». А ведь часто именно употребление наркотиков кардинальным образом меняет подростка. Симптомы могут сильно отличаться от типа употребляемых веществ и от психических типов характера, но родителям в общем случае стоит обратить внимание на следующие факторы, прямо или косвенно указывающие на проблему:

  • Вы видите у ребенка явные следы от инъекций.
  • Вы находите у подростка шприцы, иглы, пакетики или коробочки с травой (возможно, чем-то похожей на укроп), либо же какие-то подозрительные порошки.
  • В доме стали пропадать ценные вещи и деньги.
  • У ребенка блестят глаза, а зрачки неестественно сужены или расширенны, при этом реакция на свет практически отсутствует.
  • Поведение напоминает алкогольное опьянение, но запах алкоголя слаб или вовсе отсутствует. Речь невнятна, замедленна или ускорена, нарушена координация при ходьбе и сидении, почерк становится нечитабельным.
  • Резкое и неадекватное изменение настроения: смешливость или агрессия, неудержимое желание разговаривать.
  • Двигательная активность так же неадекватна: повышенная жестикуляция и перемещение по комнате или наоборот апатия и неподвижность.
  • Сухости во рту и явная осиплость голоса или, наоборот, повышенное слюноотделение.
  • Кожа бледная или покрасневшая.

Как вы видите часто симптомы диаметрально противоположные, поскольку это зависит от типа наркотиков, но всегда у подростка наблюдается неадекватное поведение и странные внешние проявления, обращайте на это внимание. А чтобы быть уверенными наверняка заставьте свое чадо пройти тест на наркотики. Полоски для мульти-теста на наличие в крови наркотических веществ продаются в обычных аптеках. При этом постарайтесь соблюсти следующие общие условия:

  • Образцы собранной для анализа мочи и тестовые полоски должны быть одинаковой комнатной температуры.
  • Образцы мочи надо собирать в чистую стеклянную или пластиковую емкость. Так же можно приобрести в аптеке специальный контейнер.
  • Наркоманы крайне изобретательны, поэтому чтобы избежать фальсификаций анализа следует лично убедиться в том, что подросток дает вам свою свежую мочу. Иначе он может подсунуть чужой образец или сильно разбавить свой с помощью воды.

Лечение подростковой наркомании

В случае обнаружения факта приема наркотиков не следует сразу впадать в истерику или закатывать скандал. Этим самым вы ничего не добьетесь, а лишь усугубите ситуацию. Ведь подросток непонятый и загнанный в угол позорным ярлыком «наркоман» становится изгоем и ищет приюта среди тех, кто его понимает, то есть среди подобных себе наркоманов. В случае сильно активных воспитательных действий со стороны родителей ребенок даже может убежать из дома, но это никак не поможет ему излечиться. Родителям стоит для начала подумать о том, что они своим «успешным» воспитанием УЖЕ довели ребенка до наркотиков, а теперь стоит предоставить дело специалистам – врачам-наркологам.

Поэтому в случае обнаружения тем или иным способом факта приема наркотиков надо как можно быстрее обращаться к врачам, и чем раньше вы это сделаете, тем эффективней будет лечение.

студентка 6 курса специальности «Психолого-педагогическое образование».

Научный руководитель:
Гришко Ирина Вильямовна

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркомании среди подростков в современном мире, а также формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры.

Ключевые слова. Наркомания, наркотические вещества, девиантное поведение, зависимость, окружение, взаимосвязь, профилактика, образ жизни, социально-педагогический подход, деятельность, среда, подход,

Annatation. Article deals with the problem of drug abuse among teenagers in the modern world, as well as the formation of irresistibly attractive to youth drug subculture.

Key Words . Addiction, drugs, deviant behavior, dependence, environment, relationship, prevention, lifestyle, socio-pedagogical approach, the activities, the environment, an approach.

Введение. Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе эпидемии наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний.

Формулировка цели статьи. В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности .

Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).

Изложение основного материала статьи. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;

2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список..

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 лет;

Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики . Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством, здесь выступают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»;

Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если раньше это были дети из неблагополучных семей, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким уровнем жизни. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка и изобилие денежных средств приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов .

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:

Территориальные группы, которые сформировались из сверстников по месту учебы или жительства;

Делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Поскольку средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (кражи, ограбления и разбойные нападения-основные пути быстрого дохода).

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. В разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним:

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства.Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными .

Данную возрастную периодизацию следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств.

Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы.

К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе.

И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика включает:

Антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;

Выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;

Антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

Достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

Профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

Организацию досуга молодежи.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости .

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Выводы. Наркомания – это заболевание, которое проявляется в влечении к постоянному приему наркотических средств, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, что приводит к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторличную, третичную профилактику. В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Литература:

1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

2. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

5. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

7. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

References:

1. Akhmerova SG Theoretical and methodological basis of drug prevention in educational institutions. - Ufa, 2005.

2. Volkov BS Psychology of early adolescence. - M., 2001.

3. Galaguzova MA Social pedagogy: a course of lectures. - M., 2003.

4. AV Gogoleva Addictive behavior and its profilaktika.- M.-Voronezh, 2002.

5. Medical and social and pedagogical problems of substance abuse among young people. - Ufa, 1999.

6. Addiction. Guidelines for overcoming narkozvisimosti / Ed. AN Garanskogo. - M. - SPb., 2000.

7. Assessment of the drug situation among children, adolescents and young adults: a report of the Ministry of Education // Education. - 2004. - № 1.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.