Русские дети-святые. Царственные мученики Сообщение о святых детях мучениках

Избиение младенцев эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея (2:16-18), и повествующий об убийстве царём Иродом младенцев в Вифлееме и окрестностях, предполагая, что среди них окажется Мессия. Избиение вифлеемских младенцев было предсказано пророком Иеремией. Матфея (2:16-18)ИродомМессия Блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (Hieron. In Is.7,15), по церковному преданию, число жертв составило 14 тысяч. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, поскольку они первыми пострадали ради Христа. Их память совершается 29 декабря (11 января)


Что может быть выше, чем детская чистая душа, которая вместила в себя Бога? Кто они - святые дети? Среди них есть монахи, святители, князья. Особое отношение было к детям, погибшим насильственной смертью. Святые дети - возникает вопрос: почему, за какие за какие заслуги перед Церковью они оказались в святцах? Святые дети - это мученики за веру, за Христа. Святые дети - это "вымоленные" и Богом данные дети при полной невозможности их появления на свет, и потому после рождения они посвящаются Богу. Таким детям рано впадают на долю испытания: бедность, голод, холод. Они уклоняются от традиционной детской жизни, от игр, забав. Не нужно быть знатным, богатым и сильным, чтобы угодить Богу. Надо иметь сердце горящее верой. Говорить с Богом.


Маленький крестьянский мальчик - святой праведный Артемий. С пяти лет он уже не любил детских игр. Был тих, кроток, помогал отцу. Когда ему было 12 лет, он работал с отцом в поле. Неожиданно поднялась буря с ливнем, над головой Артемия разразился страшный удар грома и убил его. СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АРСЕНИЙ


Люди подумали, что Бог его наказал за грехи тайные. Тело его осталось не отпетым и не погребенным. Его тело положили в лесу поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так оно пролежало 32 года, всеми забытое. Однажды дьячок церкви Николая Чудотворца ходил по тому лесу собирал грибы и увидел свет над тем местом, где лежало тело Артемия, оно было нетленным. Когда тело перенесли в церковь и прикрыли берестой, то мощи его начали источать исцеления болящим. Очень много людей вылечилось благодаря мощам Артемия.


МЛАДЕНЕЦ Гавриил Белостокский Он был крещен и воспитывался в строгих правилах Закона Божия. По поверию, некоторые иудейские секты для приготовления пасочных опресноков, мацы использовали кровь невинных христианских детей. С этой целью заранее намечалась жертва, обыкновенно ребенок какой-нибудь бедной семьи. Иудеи заманивают его к себе и, держа его стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колют его так, чтобы из жил его вытекала вся кровь. Потом его убивают и бросают не погребенным. Так поступили и с Гавриилом. Его обескровленного бросили на съедение хищникам. Но три дня от его тела отгоняли всех собаки. По лаю и было найдено тело, не подвергшееся тлению.


Через 30 лет после погребения мощи святого Гавриила оставались нетленными. Они, после пожара в храме, в котором был погребен младенец, были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу. Пусть эти святые дети научат нас тому, как Бог призывает к Себе людей, и как Он отвечает тому, кто к нему идет.


Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. Диоклитиане СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА Акилина


Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: "Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук". Святая отвечала: "Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения". Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее тело на съедение псам за городом.


Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: "Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом". Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить её до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя


Святой мученик Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Еще юным отроком святой Вит возгорелся пламенной любовью к Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников.


Правитель Валериан узнал, что святой Вит отказался принести жертву богам, и потребовал его к себе на суд. Перед судом святой отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она тотчас отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал святого отрока Гиласу, приказав во что бы то ни стало отвратить его от веры во Христа. Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях.


Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на Ангелов, он сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и святой Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил своего обещания. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь. Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклитианом.


Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклитиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим.


Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: "Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас". Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклитиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: "Услышана молитва твоя". Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита,.Модеста и Крискентии совершились около 303 года.

Младенец-мученик

Мученик Арефа пострадал в большом городе Негране, в Аравии. В то время этой землей владел Дунаан, враг имени Христова.

В городе Негране было много монастырей и набожных людей. Это был христианский город. Жители Неграна, получив от Дунаана приказ отречься от Христа, ответили отказом.

Царь не мог взять город осадой, так как Негран был прочно укреплен и запасся продовольствием на несколько лет. Царь поклялся жителям Богом и законом, что, если ему отворят ворота города, он не причинит им никакого вреда, а только потребует с каждого подать. Но, войдя в город, он не сдержал слова и приказал немедленно арестовать всех старшин.

Старейшим из них был девяностопятилетний Арефа. Это он руководил столь удачной защитой города, так же как в мирное время наблюдал за всем благоустройством.

Затем начались пытки и казни христиан. Тут разыгралась поразительная картина христианского мужества. Когда стали казнить женщин, дети теснились у места казни рядом с матерями и кричали:

Мне отсеките голову, меня казните!

Святой мученик Арефа. Миниатюра Минология Василия II (фрагмент). X в .

Дунаан не мог прийти в себя от изумления при виде этого бесстрашия, спрашивая, каки-ми чарами мог околдовать людей этот Галилеянин, что они смеются над смертью и сами лезут ей в пасть.

До царя дошел слух о молодой христианке знатного происхождения. Ее звали Синклитикия. Рано лишившись мужа, она посвятила себя благочестию и воспитанию дочерей. Призвав ее к себе, царь, отдав должное ее красоте, разуму и добродетели, стал уговаривать ее отречься от Христа. Она отказалась подчиниться его воле. Тогда царь велел снять покрывало с ее головы, что в той стране считалось позором, и вместе с дочерьми водить по городу.

Все знали благородную вдову. Женщины рыдали, смотря на ее позор и унижение, а она просила их успокоиться, говоря о том, с каким счастьем принимает она муку за Христа.

Когда Синклитикия снова предстала перед Дунааном, и он начал угрожать ей, ее младшая дочь, которой едва исполнилось двенадцать лет, подойдя к царю, плюнула ему в лицо. Царские слуги, обнажив мечи, на месте казнили ее и старшую сестру. Дунаану пришла в голову дикая мысль. Он велел собрать кровь казненных девушек и насильно влить ее в уста матери.

Господи, - воскликнула Синклитикия, когда ее языка коснулась кровь дочери, - славлю Тебя, что Ты сподобил меня вкусить кровь дочерей моих, за Тебя пролитую. Прими от меня эту жертву. Я была матерью этих отроковиц, которые в мученических венцах вошли в чертог Твой.

Вслед за тем и она была казнена.

Потом царь принялся за старейшин, и за первого из них - Арефу. Долго пламенными речами обличал Арефа царя и был казнен над большой могилой, где были сложены тела ранее отошедших мучеников. С ним были казнены еще триста сорок человек, и многие из христиан обмакивали свои пальцы в кровь обезглавленного тела мученика Арефы и помазывали ею себе чело.

На месте казни находилась одна христианка. Она держала за руку своего маленького сына, которому было не более пяти лет. Среди других она обмакивала свои пальцы в мученическую кровь и помазывала этой кровью себя и своего сына. Вид обезглавленных мучеников возбудил в душе ее святое негодование, и она громко воскликнула:

Да постигнет этого палача участь фараона Египетского.

За эти слова воины схватили ее и поставили перед царем. Царь, не вступая с ней в разговор, велел жечь ее огнем. Когда костер был разведен и мучители стали связывать ее, чтобы бросить в костер, ребенок стал плакать. Понимая, что царь заставляет страдать его мать, он подбежал к нему и, смотря на него сквозь слезы, капавшие из глаз, схватился за его ноги и стал упрашивать, чтобы он отпустил мать.

Красивый, смелый ребенок понравился царю. Он посадил мальчика на колени и спросил:

Кого ты больше любишь, - меня или мать?

Я люблю мать, и ради нее я пришел к тебе. Отпусти ее и вели ее развязать, чтобы она и меня взяла с собой на муку, так как она готовила меня к муке.

О какой муке ты говоришь? - спросил царь.

Мальчик, полный благодати Божьей, отвечал царю:

Мука христианская в том состоит, чтобы умереть за Христа и воскреснуть, и жить с Ним.

Кто Христос? - спросил царь.

Пойдем со мной в церковь, и я покажу тебе Христа.

Потом ребенок снова посмотрел на мать и с плачем сказал:

Царь, оставь меня, пусти к матери.

Зачем же ты, - заметил царь, - оставил мать и пришел ко мне? Не возвращайся к ней. Останься со мной. Я дам тебе яблок, орехов и разных сладостей.

Очевидно, царь предполагал, что перед ним простой, глупенький ребенок. Но сын христианки был несравненно разумнее своих лет и отвечал царю:

Не хочу я оставаться с тобой. Пусти меня к матери. Я ведь думал, что ты христианин, и пришел тебя просить за мою мать.

Царь удивлялся такой настойчивости. Когда мальчик увидел, что мать брошена в огонь, он укусил царя. Содрогнувшись от боли, царь отбросил его от себя и велел одному из вельмож взять мальчика к себе, чтобы воспитать его в отречении от Христа.

Тот, взяв ребенка за руку, повел его за собой и по дороге, встретившись с другом, стал рассказывать ему, как достался ему этот мальчик.

Они стояли неподалеку от того костра, в который была брошена мать. Вдруг мальчик вырвался и прыгнул в костер, обнимая свою горящую мать. И душа матери в великой победе, ликуя, вознеслась к Богу с душой маленького сына.

Из книги Священный вертеп автора Таксиль Лео

ЧЕЙ ЖЕ МЛАДЕНЕЦ? Все четырнадцать лет своего понтификата преподобный Сергий совершал бесчисленные преступления, причем весьма однообразные: насилия и убийства сменяли друг друга.Впрочем, на одной исторической сценке стоит остановиться – она не лишена оригинальности.

автора Лагерлеф Сельма

Вифлеемский младенец В Вифлееме у городских ворот стоял на часах римский воин. На нем были латы и шлем; короткий меч висел у его пояса, а в руке он держал длинное копье. Целый день стоял он почти недвижимо, так что издали его можно было принять за железную статую. Горожане

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мысли о детях в православной церкви сегодня автора

Новорожденный младенец Если мы молимся и мало–помалу научаемся жить в духе молитвенном, мы создаем атмосферу, в которой дети начинают чувствовать вкус молитвы и присутствия Божия. Если мы пребываем в этом духе, даже без слов, даже прежде, чем ребенок начнет говорить, он

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Младенец Моисей. Исход 2:1-6 Некто из племени Левиина пошёл и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила её асфальтом и смолою и,

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Глава вторая Младенец в корзине А затем идет рассказ о младенце в корзинке, который вы можете встретить не только у еврейского народа, но и у целого ряда других народов: рассказ о спасителе, которого скрывают либо в плетеной корзинке на воде, либо в яслях, и который

Из книги Жизнь без головы автора Хардинг Дуглас

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Гавриил Белостокский, мученик-младенец Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) родился 20 марта 1684 года в деревне Зверки Гродненской губернии, в семье благочестивых и православных родителей Петра и Анастасии Гавдель. В 1690 году, в день, когда родителей

Из книги Бхагавата Вахини автора Баба Шри Сатья Саи

3. Младенец Парикшит и пророчество "Как же так! Неужели его постигнет такое несчастье? И это будет наградой за всё добро? Разве могут годы благочестивой жизни привести к столь ужасному концу? Ведь считается, что те, кто тонет, гибнет под упавшим деревом или от змеиного

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (+ 1690) Память его празднуется 20 апр. в день мученической гибели, 9 мая в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святыхРодители св. младенца Гавриила были православные крестьяне

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

«Младенец родился нам» 1 Прошлое принизило землю Завулона и землю Неффалима, но грядущее прославит языческую Галилею, на пути к морю, за Иорданом.2 Народ, идущий во тьме,увидел великий свет;на живущих в стране смертной тени aвоссиял свет.3 Ты умножил народ,увеличил их

Из книги Мама, я живой! Слово к матерям и отцам автора Захаров Александр

Младенец в утробе - личность? Есть люди, считающие, что аборт нельзя приравнивать к обычному убийству, ибо внутриутробный младенец - никакая не личность, он даже нежизнеспособен.Личность или не личность - это вопрос, решаемый в зависимости от убеждений человека.Для

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Мученик младенец Гавриил Белостокский (20 апреля/3 мая, 9/22 мая и в Соборе Белорусских святых) Мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким и незлобивым. В

Из книги Легенды о Христе автора Лагерлеф Сельма

Вифлеемский младенец Вифлееме у городских ворот стоял на часах римский легионер. На голове у него был медный шлем, у пояса висел короткий меч, а в руке он держал длинное копье. Весь день стоял он почти неподвижно, так что издали его можно было принять за железную статую.

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ГАВРИИЛ, младенец мощи его почивают в Слуцком Свято-Троицком монастыре, близ уездного города Слуцка. По монастырским запискам, Гавриил родился 1684 года в селе Зверках, близ города Заблудова, а в 1690 году, того ж села жидом-арендатором похищен в Белом стану, замучен и выброшен

Мы удивляемся терпению святых мучеников и мучениц, мы прославляем их подвиги, их страдания за Христа. Не мужи только, но и юноши, и девы, и благочестивые жены с радостью шли на смерть за имя Христово, за святую веру в Него, и умирали, ликуя духом и славословя Господа, в Троице славимого и покланяемого. Но, что особенно достойно удивления, в светлом лике страдальцев за Христа мы видим и младенцев, небоязненно исповедавших пред мучителями свою святую веру в Господа Иисуса и положивших свои невинные души за Него: воистину, «из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу» имени Твоему, Господи!

Предлагаем несколько трогательных рассказов (из Четии Минеи) о дивном терпении сих малых возрастом, но великих духом мучеников Христовых. Взирая на их младенческое мужество, да устыдимся своей лености и малодушия в наших малых скорбях, видя их пламенную любовь ко Господу, да научимся и сами любить Господа всем сердцем и всей душой: удивляясь их великой вере, - будем и сами просить у Господа хотя малую искру сей живой веры для нашего хладного в вере сердца, ибо Сам Господь сказал: «аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное...»

Во Иконии граде бе вдова юна, благородна, именем Иулитта, верою христианыня. В то время Диоклетиан, нечестивый царь, воздвиже гонение велие на христианы. Вземши убо сына своего, Кирика, трилетное отроча, сущее, изыде нощию из Иконии града и странствования, помняши реченное в Писании: «егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий», - и пойде в Тарс, град Киликийский, и живаше в том между убогими. Но во времени Александр игемон и в Тарс христиан мучити прииде, и бысть познана о неких святая Иулитта, и приведена бысть пред игемона, имущая на руках трилетное отроча Кирика святаго. Вопрошаема же бывши от игемона, с дерзновением исповеда Господа нашего Иисуса Христа. Разгневался убо игемон, повел от ней отроча, и совлекше оную и растягше, бити без пощадения суровыми жилами. Биемой же сущей мученице, отроча взирающи к ней, плакаше, и ис-торгашеся от рук держащих его, еже тещи к матери. Игемон же, видя красно сущее отроча, повеле к себе принести, и прием, посади на коленах своих, и утешаше тое, да не плачет, и поглаждаше главу детищу, и лобызаше ее, и любезныя к нему глаголы вещаше. Детище же, изимаше себе от рук его, и главою от игемона уклоняшеся, не дая себе поглаждати, ниже лобызати устам того скверным, к матери же взирая, и детски плача, взываше: "Христианин есмь, пусти мя к матери!" - и драше лице игемону ногтьми своими, отрекаяся руками от него. Исполнився же страсти игемон, верже отроча о пол и ногою пхну в ребра, низвергая его долу от высокого седалища своего. Отроча же, по степенем каменным низпадая, и главою о степенным острым углы приражаяся и сокрушаяся, все тое место наполни кровью и предаде святую и непорочную свою душу в руце Божии. Тако венчася мученичеством отрок Кирик. Матерь же его, блаженная Иулитта, внегда узре любезное свое чадо, пред судилищем лежащее в крови мертво, радости исполнися и благодаряще о нем Господа. По многих же муках, и сама усечена бысть... (Июля в 15 день).

Егда святый мученик Роман повешен бысть и различными орудии биен, и ногтьми железными стружем, стояше тамо не далече некое христианское отроча именем Варул. На неже воззрев мученик, рече к мучителю: "Отроча сие малое, разумнейшее есть паче тебе старого, аще и малолетно есть, обаче весть истинного Бога; ты же, исполнен сый лет, не познаваеши Его". Епарх же, призвав к себе отроча, вопроси е: "Коего Бога чтиши?" Отроча же отвеща: "Христа чту". Паки вопроси епарх: "Что есть лучше: единого ли Бога чтити или многих?" Отвеща отроча: "Лучше чтити единого Бога Иисуса Христа". Паки епарх рече: "Чим лучший Христос паче всех богов?" Младенец же отвеща: "Тем лучший Христос, яко истинный есть Бог, и Той созда всех нас; ваши же бози бесове суть, и не создаша никогоже". И ина многа той младенец глаголаше, аки бы был богослов премудрый, Дух бо Святый в нем действуя, совершаше из уст его хвалу, яко да посрамит идолопоклонников. Удивляшеся же мучитель и вси с ним бывшии премудрым глаголом его, и исполняшеся великого студа, яко не можаше его словесы препрети, того ради повелел мучитель того младенца розгами без милости бити. Биен же долго, нача изнемогати, и пити прошаще. Матерь же его, яже таможде стояще в народе и смотряще с радостию на страдание сына своего; видящи его изнемогающего и пити просящего, воздвиже глас свой с гневом, велящи да терпит мужественно до конца. Повелевшу же мучителю мечом посещи младенца, взя его матерь на руце свои, и несе на место усечения. Объемлющи же и лобызающи, утешаще его и укрепляше, да не боится, видя мечь над главою своею. Глаголаше же: "Не бойся, сыне мой, не бойся, сладкое мое чадо, не устрашайся смерти, не умреши бо, но живе будеши во веки. Не бойся меча, ибо посечен бывши, пойдеши абие ко Христу, и узриши славу Его: Он же тя примет, и объимет любезно, и будеши жити с Ним в радости неизглаголанной, ликующи со Ангелы Его святыми". Тако благочестивая та матерь, свое чадо утешающи, донесе е на место усечения. Усечену же бывшу младенцу, собра матерь кровь его в чистый сосуд, и, приемши тело его, радостными е омываше слезами, и сладце лобызаше веселяся, и погребе честно сыновнее тело (Ноября в 18 день).

Егда святого мученика и великого Арефу усекнуша, таже и прочиих 340 святых мучеников, жена некая, верная христианка, имущи с собою сына, мало отроча, не более пяти лет сущее, видящи мечное святых мучеников посечение, притече к ним и, приемши мало о крове их, помаза себе и сына своего. Исполнившися же ревности, проклинаше царя, и велегласно глаголаше: "Будет тому жидовину как фараону". Вонми же емше ю, ведоша к царю, и вся, ею глаголанная, сказаша. Царь же, не дая ей более глаголати, повелел абие огнем сожещи ю. Наченшым убо мучителем вязати блаженную ту жену, да бо в огнь ввергуть ю, малое отроча ея нача плакати, и, виде царя седяща, притече к нему, имущи очеса слез исполненна и ятся за нозе его, моля о матери своей, елико можаше. Царь же, прием е на лоно свое, красно бо бе отроча и доброречиво, и вопрошаше е: "Кого более любиши, нас или матерь?" Отроча же отвеща: "Матерь люблю, и том ради приидох, молю тя, да разрешена будет, и возмет мя с собою на мучение, к нему же мя часто поучаше". Вопроси же царь: "Что есть мучение, еже глаголеши?" Отроча же, исполненно благодати Божия, в нем действующия, отвеща царю: "Мучение есть за Христа умрети, и паки с Ним жити". Вопроси царь: "Кто есть Христос?" Отвеща младенец: "Гряди со мною в церковь, и аз ти покажу Его". Паки же воззрев на матерь, плачущи рече к царю: "Остави мя, да иду к матери". Рече же царь: "Не иди к ней, но с нами буди, и дам тебе яблока и орехи, и всякия красныя плоды". Сия царь глаголаше яки с простым отрочатем, мня, яко в нем детский разум. Отроча же отвещаваше: "Не буду с вами, но к матери хощу; аз бо мнех, яко ты христианин еси, и приидох тя молити о матери моей, ты же жидовин еси, того ради не хощу у тебе быти, ниже что от рук твоих прияти, - точию хощу, да мя к матери пустиши". И удивляшеся царь таковому разуму, сущему в малом отрочати. Отроча же, егда виде, яко матерь ввержена бысть в огонь, укуси царя крепко. Царь же вельми поболев, отверже его от себе и повелел взяти некоему от предстоящих вельмож, да воспитает его еврейски, в законе их и отвержении Христу. Он же, поем отроча, ведаше в шатер свой, удивляяся смыслу отрочу и, встрев с неким другом, ста, и сказоваше ему бывшая о том отрочати. Стояху же не далече от огня, в оньже бе ввержена святая матерь младенца того, и беседующим им, исторжеся отроча от рук ведущаго его и текши скору, вскочи во огонь, и, в нем горящую матерь свою объемши, и само с нею сгоре: и бысть матерь с сыном жертва и всесожжение благовонно Богу. Слава Богу, умудрившему тако малого младенца! (Октября в 24 день).

Благов. кнн. Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн младенец, Зарайские мученики (├1237) -- пострадали от монголов в Батыево нашествие, память 21 декабря.
Св. муч. Димитрий младенец, кн. Владимирский (├1238) -- сожжен монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память 3 февраля.
Святой благоверный Димитрий, царевич Московский, Углечский страстотерпец (├1591) -- семилетний сын царя Иоанна IV Грозного, убитый в Угличе.
Убийство, по сути, так и осталось нерасрытым, а устойчивая народная молва, обвинявшая в убийстве св. Димитрия Бориса Годунова, а также слухи о том, что наследник Российского Престола не погиб, ввергли Россию, в конечномитоге, в Смутное Время. Св. страстотерпец прославлен от Господа нетлением мощей и многочисленнымии чудесами. Память 15 мая и 19 октября.
Святые мучч. Феодор и сын его Иоанн варяги, Киевские (├983) -- убиты язычниками-киевлянами: у св. Феодора потребовали его сына, на которого пал жребий быть принесенным в жертву языческим богам; когда св. Феодор сказал: "Не дам сына моего бесам", толпа убила обоих. Первомученики Русской Церкви, память 12 июля.
Святой муч. Георгий Угрин (т.е. Венгр) (├1015) -- отрок, слуга св. страстотерпца Бориса, убит за попытку защитить своего господина от наемных убийц, посланных братом св. князя, память 24 июля.
Святой муч. Гавриил младенц, Белостокский (├1690) -- шестилетний отрок, жертва ритуального убийства, совершенного евреем-арендатораом и его сообщниками, память 20 апреля. Один из наиболее "дискутируемых" русских святых, святость которого многократно пытались отрицать, но Господь явно прославил св. мученика чудесами и нетлением его мощей.
Святой мученик Евстафий отрок, Крымский (├1752) -- отрок 14-ти лет, исповедовал Христа перед турецким судьей в Кафе (нане Феодосия) и был обезглавлен, память 10 мая.
Святой младенец, неизвестный по имени, из числа 72-х св. мучеников, со св. Исидором в Юрьеве Ливонском пострадавших (├1472) -- когда немцы- католики топили этих св. мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где они 6 января совершали Великое Водоосвящение, трехлетнего младенца отняли от его матери; тогда он начал кричать, вырвался от мучителей, подполз к проруби, перекрестился и со словами "И я православный" бросился в прорубь. Память 8 января.
Святой мученик Иоанн младенец, Пекинский (├1900) -- восьмилетний сын первого православного священника китайского происхождения, св. свщмч. Митрофана Цзи Чунь. Во время "боксерского" восстания в Китае языччники-ихэтуани схватили св. Иоанна, причем, издеваясь, называли его "эрмаоцза" -- дьявольское отродье, а когда он ответил: "Я - верующий в Бога, а не эрмаоцза", ему сначала отрубили пальцы ног, потом изрубили плечи, а несколько часов спустя отрубили ему нос и уши, а когда и после этого обнаружили в нем твердость духа и исповедания Православной веры, убили. Память в числе 222-х святых мучеников, пострадавших в те дни в Китае, 11 июня. Среди них есть еще несколько детей, как известных по имени: Екатерина, Муза, Сира, Фома, Николай, Марк, Елена, Мария, Мария, Нина, Василий, Агафия, так и те, чьи имена остались неизвестными.
Святая прав. Гликерия дева, Новгородская (├ ок. 1522) -- дочь старосты Легощей улицы в Новгороде, благочестивая девственница, скончалась в юном возрасте. В 1572 году были обретены ее нетленные мощи, память 13 мая.
Святой праведный Иаков Боровичский (├ до 1540) -- в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса. Память 23 октября.
Святые праведные Артемий отрок, Веркольский (├1545), и сестра его Параскева Пириминская (├ сер. XVI) -- жители села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии: прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра скончалась также в юном возрасте. Прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами. Память общая 20 октября, отдельная память св. Артемию 23 июня.
Святые праведные Иаков и Иоанн отроки, Менюжские (├ ок. 1566 √ 1569) -- родные братья, скончавшиеся в 5-летнем возрасте; издревле почитались как страстотерпцы, память 24 июня.
Святой мученик Иоанн младенец, Углечский (├1663) -- семилетний отрок, убитый работником его отца, углицкого посадского человека Чеполосова, память 25 июня.
Преподобный Боголеп отрок-схимонах, Черноярский, Астраханский (├1667) -- сын черноярского воеводы Якова Умакова. С младенчества был великий постник, ежедневно, еще грудным младенцем, заставлял приносить себя в церковь. В семилетнем возрасте получил исцеление от язвы на ноге послепострига в схиму, однако через несколько дней после пострига скончался. Почитается как покровитель Поволжья. Память 24 июля.
Святые Царственные страстотерпцы, дети последнего Российского Императора св. Николая II и его супруги св. Александры: царевич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (├1918) -- замучены большевиками, когда им было 14, 23, 21, 19 и 17 лет соответственно, память 4 июля и в воскресенье, ближайшее к 25 января (Собор Новомучеников и Исповедников Российских).
Праведный Меркурий младенец, Логинский, Калужский (XVII?) -- из боярского рода Колычевых, родственник святого митрополита Филиппа II, почитается на Калужской земле ради творящихся по его предстательству чудес. Официально к лику святых причислен не был, но почитался издавна, как о том свидетельствует святой Никон Оптинский. Память 9 января.

Император Николай II (1868–1918) был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица – образцом любящей супруги и заботливой матери.

Распорядок дня

В любой книге по воспитанию ребенка авторы обязательно порекомендуют нам приблизительный режим дня для детей разного возраста. Конечно же, режим – это очень нужно и важно (при условии, разумеется, что он не превращается в постоянную пытку для ребенка). И все бы хорошо, кроме одного: не предусмотрено время на молитву. А без этого, без освящения грядущего дня обращением к Богу все остальное уже не столь важно. В семье императора Николая Александровича было иначе. «Весь внешний и духовный уклад домашней жизни царской семьи представлял собой типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи, – вспоминал генерал-лейтенант М.К. Дитерихс, автор книги «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале». – Вставая утром от сна или ложась вечером, каждый из членов семьи совершал свою молитву, после чего утром, собравшись по возможности вместе, мать или отец громко прочитывали прочим членам положенные на данный день Евангелие и Послания. Равным образом, садясь за стол или вставая из-за стола после еды, каждый совершал положенную молитву и только тогда принимался за пищу или шел к себе. Никогда не садились за стол, если отец чем-нибудь задерживался: ждали его».

В этом семействе чередование различных занятий также было регламентировано и соблюдался режим достаточно строго. Но не настолько строго, чтобы стать для детей невыносимым. Распорядок дня не тяготил царевен и царевича.

Когда императорская семья пребывала в Царском Селе, ее жизнь носила более семейный характер, приемы были ограничены. Свита во дворце не жила, поэтому за столом семья собиралась без посторонних. Дети, подрастая, обедали вместе с родителями. Пьер Жильяр оставил описание зимы 1913–1914 года, проводимой семьей в Царском Селе. Уроки с наследником начинались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. В этот перерыв совершалась прогулка в карете, санях или автомобиле, затем занятия возобновлялись до часу дня. После обеда учитель и ученик проводили два часа на воздухе. Великие княжны и государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого озера. В 4 часа дня уроки возобновлялись до ужина, который подавался в 7 часов для Алексея Николаевича и в 8 – для остальных членов семьи. День заканчивали чтением вслух какой-нибудь книги.

Праздность была абсолютно чужда всем членам императорской семьи даже после ареста. По словам М.К. Дитерихса, «вставали в 8 часов утра; молитва, утренний чай всех вместе… Гулять разрешалось им два раза в день: от 11 до 12 часов утра и от 2 с половиной до 5 часов дня. В свободное от учебных занятий время государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без какого-либо дела. Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги. Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей; ему ставили кресло, столик, и он читал вслух произведения русских классиков, а жена и дочери, слушая, рукодельничали или рисовали. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Час утренней прогулки император обыкновенно употреблял на моцион хождения, причем его сопровождал большей частью кн. Долгоруков; они беседовали на современные переживавшиеся Россией темы. Иногда вместо Долгорукова его сопровождала какая-нибудь из дочерей, когда они поправились от своей болезни. Во время дневных прогулок все члены семьи, за исключением императрицы, занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лед для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе с ней вместе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны, уже привыкшие к царской семье и стремившиеся выказывать ей свое внимание и доброжелательство».

Об этом же пишет и Пьер Жильяр, рассказывая о заключении царской семьи в Тобольске: «Император страдал от недостатка физического труда. Полковник Кобылинский, которому он на это жаловался, приказал привезти березовые стволы, купил пилы и топоры, и мы могли теперь заготовлять дрова, в которых так нуждались на кухне, а также в доме для топки наших печей. Эта работа на открытом воздухе являлась для нас большим развлечением за время нашего пребывания в Тобольске. Великие княжны в особенности горячо пристрастились к этому новому спорту».

Здесь нужно заметить, что такими занятиями, как, например, прополка сорняков в огороде, великие княжны не гнушались и до ареста. Старшие дочери во время Первой мировой войны были загружены до предела. Императрица всегда прилагала усилия к тому, чтобы оказать реальную помощь ближним, и привлекала детей к делу благотворительности.

Образование

Образованием детей в основном занималась Александра Феодоровна. Пьер Жильяр, вспоминая первые свои уроки с Ольгой и Татьяной, которым было тогда соответственно десять и восемь лет, так описывал отношение императрицы к учебным занятиям дочерей: «Императрица не упускает ни одного моего слова; у меня совершенно ясное чувство, что это не урок, который я даю, а экзамен, которому я подвергаюсь… В течение следующих недель императрица регулярно присутствовала на уроках детей… Ей часто приходилось, когда ее дочери оставляли нас, обсуждать со мной приемы и методы преподавания живых языков, и я всегда поражался здравым смыслом и проницательностью ее суждений». Жильяр явно был удивлен таким отношением государыни и «сохранил совершенно отчетливое воспоминание о крайнем интересе, с каким императрица относилась к воспитанию и обучению своих детей, всецело преданная своему долгу». Он рассказывает о том, что Александра Феодоровна хотела внушить дочерям уважение к наставникам, «требуя от них порядка, который составляет первое условие вежливости… Пока она присутствовала на моих уроках, я всегда при входе находил книги и тетради старательно расположенными на столе перед местом каждой из моих учениц. Меня никогда не заставляли ждать ни одной минуты».

Не один Жильяр свидетельствует о таком внимании государыни к учебным занятиям своих детей. Софи Бухсгевден также пишет: «Ей нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий». Да и сама Александра Феодоровна рассказывала императору в письме: «Дети начали свои зимние уроки. Мария и Анастасия недовольны, но Беби все равно. Он готов еще больше учиться, так что я сказала, чтобы уроки продолжались вместо сорока пятьдесят минут, так как теперь, слава Богу, он гораздо крепче».

Некоторые противники канонизации царской семьи возмущались, как могли православные родители, имеющие возможность выбирать наставников для своих детей, назначить учителями к ним иностранцев, инославных. Обратившись к воспоминаниям A.А. Танеевой, посмотрим, ошиблась ли в этом августейшая чета:
«Старшим учителем, который заведовал их образованием, был некий П.В. Петров. Он назначал к ним других наставников. Кроме него, из иностранцев были Mr. Gibbs и Mr. Gilliard. Первой их учительницей была госпожа Шнейдер, бывшая раньше учительницей великой княжны Елизаветы Феодоровны. Она же потом обучала русскому языку молодую государыню и так и осталась при дворе. У Трины – так ее называла государыня – был не всегда приятный характер, но она была предана царской семье и последовала за ней в Сибирь. Из всех учителей дети их величеств больше всего любили Gilliard’a, который сначала учил великих княжон французскому языку, а после стал гувернером Алексея Николаевича; он жил во дворце и пользовался полным доверием их величеств. Mr. Gibbs’a тоже очень любили; оба последовали в Сибирь и оставались с царской семьей, пока большевики их не разлучили».

Даже после ареста всей семьи, не зная, что ожидает их в будущем, августейшие родители решили, что дети не должны прерывать учебу. «По мере выздоровления их Высочества принялись за уроки, но так как учителей к ним не допускали, за исключением тоже арестованного Жильяра, то эти обязанности ее Величество разделила между всеми. Она лично преподавала всем детям Закон Божий, его Величество – Алексею Николаевичу географию и историю, великая княжна Ольга Николаевна – своим младшим сестрам и брату английский язык, Екатерина Адольфовна Шнейдер – арифметику и русскую грамматику, графиня Генне – историю, доктору Деревенько было поручено преподавание Алексею Николаевичу естествознания, а мой отец занимался с ним русским чтением. Они оба увлекались лирикой Лермонтова, которого Алексей Николаевич учил наизусть; кроме того, он писал переложения и сочинения по картинам, и мой отец наслаждался этими занятиями», – писала Т.С. Мельник-Боткина.

Развлечения

То, что царские дети никогда не сидели без дела, вовсе не значит, что они вообще не отдыхали. Детские игры государыня тоже считала делом, причем делом весьма важным: «Просто преступление – подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными… Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу».

Родителей, которые захотят послушаться мудрого совета императрицы Александры Феодоровны, эти слова могут предостеречь сразу от двух ошибок. Первая: у взрослых есть склонность резко ограничивать ребячьи забавы, при этом часто забывают, что дети есть дети и нельзя постоянно приносить их игру в жертву занятиям, пусть даже самым важным. Вторая ошибка: пустить ребенка на самотек, не интересуясь его занятиями в часы досуга, как, например, делают многие мамы, разрешая детям часами напролет играть в компьютерные игры. Организовать детскую игру ненавязчиво и мудро – большой талант. К счастью, у царских детей были мудрые, любящие родители, всегда готовые разделить их забавы, а потому отдых великих княжон и наследника всегда был веселым и здоровым.

Если бы сейчас родители сами играли с детьми или хотя бы просто вдумывались, во что играют и как развлекаются их чада, можно было бы избежать многих бед. Это не преувеличение. Что такое для ребенка игра? Акт творчества, познания, первые уроки жизни. Нормальная детская игра развивает ребенка, учит его принимать решения, быть самостоятельным. Правда, это не значит, что детские игры надо строго регламентировать. Иначе родители, испугавшись впасть в две первые ошибки, совершат третью – станут постоянно вмешиваться в игру ребенка «со своей взрослой колокольни», желая сделать ее правильной и «развивающей».

Государь Николай Александрович тоже очень любил проводить время с детьми, играя с ними. «Во время дневных прогулок государь, любивший много ходить, обыкновенно обходил парк с одной из дочерей, но ему случалось также присоединяться к нам, и с его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель», – пишет П. Жильяр. Благодаря Николаю Александровичу его дети полюбили физические упражнения. Сам государь, по рассказу Юлии Ден, любил бывать на свежем воздухе, он был отменным стрелком, превосходным спортсменом. У него были чрезвычайно сильные руки. Излюбленным его развлечением являлась гребля. Он любил байдарку и каноэ. Когда императорская семья отдыхала в финских шхерах, государь проводил на воде целые часы.

Внешних развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия, кроме игр на воздухе, прогулок и физических упражнений, – например, организовывали домашние театральные постановки. Эти маленькие пьесы всегда становились радостным событием, давали и детям, и родителям душевное отдохновение даже в трагические дни их заключения. Великие княжны очень любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчик, собирал в карман всякие мелочи – гвозди, веревки и др.

Большой радостью были для царских детей летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих путешествий матросы учили детей плавать. «Но и кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией», – вспоминает П. Савченко.

Вся семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осел Ванька, с которым очень любил играть цесаревич. «Ванька был бесподобное, умное и забавное животное, – вспоминает П. Жильяр. – Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, долго, но безрезультатно обращались ко всем барышникам в Петербурге; тогда цирк Чинизелли согласился уступить старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом Ванька появился при дворе, вполне оценив, по-видимому, дворцовую конюшню. Он очень забавлял нас, так как знал много самых невероятных фокусов. Он с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости. Он находил особую прелесть в старых резиновых мячиках, которые небрежно жевал, закрыв один глаз, как старый янки».

Так, по воспоминаниям людей, близко знавших императорскую семью, проводили досуг четыре дочери и сын императора Николая II. Их игры и развлечения способствовали единению семьи не только в радости, но и в горе, когда в заточении императорская семья явила даже враждебно относящимся к ним людям удивительный пример любви, единодушия и сплочения перед лицом смертельной опасности.



Copyright © 2024 Алименты. Развод. Дети. Усыновление. Брачный договор.